Вниманию читателей. статья о Лесгафте Ефима Буха. ефим мой хороший знакомый, автор кникги о лесгафте из серии "анталогия гуманной педагогики" и просто хороший человек. А еще специалист по самолётам
Бесценное наследство ждёт хозяинаЕ.Ш.Бух.
"БЕСЦЕННОЕ НАСЛЕДСТВО ЖДЕТ ХОЗЯИНА"
Вечные беды России - дураки и дороги. Молодой профессор анатомии Петр Францевич Лесгафт не питал презрения к российским дуракам. Он понимал, что они - жертва своеобразного предательства, лишившего их человеческого внимания в период воспитания.
В конце ХIХ века П.Ф. Лесгафт поставил перед собой задачу создать новую науку о человеке - новую антропологию. Цель этой науки - найти такие объективные закономерности процесса формирования человеческой личности, учитывая которые можно будет из каждого, родившегося здоровым, ребенка вырастить высоко нравственную личность. Новая наука создавалась на стыке биологии, физиологии, психологии и педагогики. Первым шагом было разделение проявлений человека на то, что дала ему природа (темперамент и задатки способностей), что дала окружающая среда (нравственный тип личности) и что он сам из себя сделал (нравственный характер).
В биологическое основание новой науки П.Ф. Лесгафт положил два факта:
1. Кора головного мозга человека состоит из двух частей - работающего с момента рождения "седалища рассудка" и формирующегося и постепенно созревающего в течение 12 - 14 лет "седалища Разума"; 2. Информационное наполнение мозга происходит благодаря свободному проявлению инстинктов развития: инстинкта любознательности и инстинкта впечатлительности. На начальном этапе велика также роль инстинкта имитации. К сожалению, инстинкты развития значительно слабее инстинкта самосохранения и при неблагоприятных условиях легко забиваются.
Для создания классификации нравственных типов П.Ф. Лесгафт провел огромную работу по изучению нравственных проявлений множества представителей всех слоев российского общества - от крестьян до царской семьи. Для каждого проявления находились конкретные условия воспитания, способствовавшие его возникновению.
Собрав воедино все лучшие проявления разных русских людей, П.Ф. Лесгафт создал определение человека идеально нормального нравственного типа. Это человек добродушный, трудолюбивый, мудрый, правдивый и творчески проявляющийся. Чем ближе проявления конкретного человека к проявлениям идеально-нормального типа, тем больше он достоин звания высоконравственной личности.
Впервые в мире П.Ф. Лесгафт создал методику изучения эволюции ребенка в системе ребенок - семья или ребенок - окружающая среда.
Взрослые проявляют любовь к ребенку; ребенок ощущает себя защищенным, и у него включаются инстинкты развития. Если же от взрослых веет холодом или ребенок вообще надолго остается в одиночестве, появляется страх и включается инстинкт самосохранения, не оставляя места для инстинктов развития. Если такое состояние длится свыше трех месяцев, у родившегося здоровым ребенка появляется диагноз «слабоумие».
Инстинкт любознательности сосредотачивает внимание ребенка на каждом новом предмете или явлении. Ребенок реагирует на полученные сигналы, инстинкт впечатлительности вызывает новые импульсы в клетках мозга, создающие переживание оценки результатов своей деятельности. Впечатления от предмета и своей реакции на него запоминаются, идет процесс развития рассудка.
Все предметы и явления, воздействующие на органы чувств ребенка и вызывающие его ответную реакцию, П.Ф. Лесгафт назвал естественными раздражителями. Но существует ряд предметов и явлений, воздействующих прямо на те структуры мозга, которые ответственны за переживание удовольствия или неудовольствия. Это "прибавочные раздражители". Встреча с ними приводит к потере любознательности и стимула к развитию. Например, табак, алкоголь, избыточная еда, раннее начало половой жизни и т.д. Без учета разработанной П.Ф.Лесгафтом теории прибавочных раздражителей победа над пьянством и наркоманией невозможна.
На третьем году жизни созревают первые участки новой коры головного мозга - "седалища разума". П.Ф. Лесгафт установил, что включиться в работу они могут только при наличии особых условий, о создании которых позаботятся любящие ребенка взрослые. Это постепенно и последовательно нарастающий объем информации и предупреждение спешки при выработке реакции на новую информацию. Быстрая реакция - работа рассудка. Разум требует времени на выработку реакции. В это время часто звучит слово воспитателя: "подумай". Так начинается развитие Разума.
На пятом году жизни у ребенка, научившегося анализировать и обобщать информацию, МОЖЕТ начаться духовно-нравственное развитие. В это время постоянно присутствующий любимый воспитатель делает упор на самоконтроль и самоанализ и на формирование волевых качеств. И опять главным условием начала духовно-нравственного развития является Любовь. Любовь ребенка к воспитателю и любовь воспитателя к ребенку.
Заканчивается период воспитания с началом полового созревания, т.е. В 12 - 14 лет. К этому моменту МОЖЕТ произойти знаменательное событие. Напряженной работой собственного мозга при тесном взаимодействии с любимым нравственным воспитателем, в течение нескольких лет, подросток вырабатывает СОБСТВЕННЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ - свои личные представления о добре, любви, свободе, правде и справедливости. Это замечательное открытие П.Ф. Лесгафта явилось ответом на вопрос И.Канта о происхождении "нравственного закона во мне". Форма собственных нравственных оснований зависит от религиозности воспитателя. При верующем воспитателе это будут священные божественные заповеди. При неверующем воспитателе – общечеловеческие нравственные ценности.
Сейчас собственные нравственные основания - величайшая редкость. Многие весьма образованные люди не принимают теорию П.Ф. Лесгафта потому, что их нравственные основания не собственные, а усвоены памятью в готовом виде.
Собственные нравственные основания побуждают молодого человека начать самовоспитание сильного нравственного характера, т.е. выработку у себя способности подчинять все свое поведение собственным нравственным основаниям.
У большинства современных людей собственные нравственные основания не возникают, и даже не вырабатывается способность к самоконтролю и самоанализу. Они обречены на стадность и способны только приспосабливаться к требованиям окружающей среды.
Сто лет назад, 28 ноября 1909 года смерть оборвала труд П.Ф.Лесгафта над основами новой антропологии. Осталась популярная книга "Семейное воспитание ребенка и его значение". Эта книга приводит мыслящего читателя к убеждению, что существует объективный (не зависящий от воли людей) комплекс необходимых и достаточных условий идеально-нормального воспитания.
Главные из этих условий: Атмосфера любви в окружающей ребенка среде; постоянно присутствующий высоконравственный воспитатель, который, ничего не навязывая ребенку, постоянно готовит все необходимое для того, чтобы, закончив одно занятие, ребенок сам находил себе новое занятие; Регулярный общественно-полезный труд в присутствии, а потом и при участии ребенка; отсутствие прибавочных раздражителей; любимый высоконравственный первый учитель. Степень приближения условий воспитания конкретного ребенка к идеально-нормальным определяет степень приближения формируемого нравственного типа к идеально-нормальному нравственному типу.
Чиновники от образования и науки - и царские, и советсткие и современные - сделали все для того, чтобы труд П.Ф. Лесгафта похоронить в анналах истории. Но, сейчас процесс нравственного вырождения зашел так далеко, что молчать нельзя. Провозглашаются национальные проекты, год ребенка, год семьи, год молодежи, год учителя. Но надо понять, что без учета объективных законов новой антропологии П.Ф. Лесгафта результаты будут "как всегда".
Е.Ш.Бух - Составитель книги "Лесгафт" из серии «Антологии гуманной педагогики».

"БЕСЦЕННОЕ НАСЛЕДСТВО ЖДЕТ ХОЗЯИНА"
Вечные беды России - дураки и дороги. Молодой профессор анатомии Петр Францевич Лесгафт не питал презрения к российским дуракам. Он понимал, что они - жертва своеобразного предательства, лишившего их человеческого внимания в период воспитания.
В конце ХIХ века П.Ф. Лесгафт поставил перед собой задачу создать новую науку о человеке - новую антропологию. Цель этой науки - найти такие объективные закономерности процесса формирования человеческой личности, учитывая которые можно будет из каждого, родившегося здоровым, ребенка вырастить высоко нравственную личность. Новая наука создавалась на стыке биологии, физиологии, психологии и педагогики. Первым шагом было разделение проявлений человека на то, что дала ему природа (темперамент и задатки способностей), что дала окружающая среда (нравственный тип личности) и что он сам из себя сделал (нравственный характер).
В биологическое основание новой науки П.Ф. Лесгафт положил два факта:
1. Кора головного мозга человека состоит из двух частей - работающего с момента рождения "седалища рассудка" и формирующегося и постепенно созревающего в течение 12 - 14 лет "седалища Разума"; 2. Информационное наполнение мозга происходит благодаря свободному проявлению инстинктов развития: инстинкта любознательности и инстинкта впечатлительности. На начальном этапе велика также роль инстинкта имитации. К сожалению, инстинкты развития значительно слабее инстинкта самосохранения и при неблагоприятных условиях легко забиваются.
Для создания классификации нравственных типов П.Ф. Лесгафт провел огромную работу по изучению нравственных проявлений множества представителей всех слоев российского общества - от крестьян до царской семьи. Для каждого проявления находились конкретные условия воспитания, способствовавшие его возникновению.
Собрав воедино все лучшие проявления разных русских людей, П.Ф. Лесгафт создал определение человека идеально нормального нравственного типа. Это человек добродушный, трудолюбивый, мудрый, правдивый и творчески проявляющийся. Чем ближе проявления конкретного человека к проявлениям идеально-нормального типа, тем больше он достоин звания высоконравственной личности.
Впервые в мире П.Ф. Лесгафт создал методику изучения эволюции ребенка в системе ребенок - семья или ребенок - окружающая среда.
Взрослые проявляют любовь к ребенку; ребенок ощущает себя защищенным, и у него включаются инстинкты развития. Если же от взрослых веет холодом или ребенок вообще надолго остается в одиночестве, появляется страх и включается инстинкт самосохранения, не оставляя места для инстинктов развития. Если такое состояние длится свыше трех месяцев, у родившегося здоровым ребенка появляется диагноз «слабоумие».
Инстинкт любознательности сосредотачивает внимание ребенка на каждом новом предмете или явлении. Ребенок реагирует на полученные сигналы, инстинкт впечатлительности вызывает новые импульсы в клетках мозга, создающие переживание оценки результатов своей деятельности. Впечатления от предмета и своей реакции на него запоминаются, идет процесс развития рассудка.
Все предметы и явления, воздействующие на органы чувств ребенка и вызывающие его ответную реакцию, П.Ф. Лесгафт назвал естественными раздражителями. Но существует ряд предметов и явлений, воздействующих прямо на те структуры мозга, которые ответственны за переживание удовольствия или неудовольствия. Это "прибавочные раздражители". Встреча с ними приводит к потере любознательности и стимула к развитию. Например, табак, алкоголь, избыточная еда, раннее начало половой жизни и т.д. Без учета разработанной П.Ф.Лесгафтом теории прибавочных раздражителей победа над пьянством и наркоманией невозможна.
На третьем году жизни созревают первые участки новой коры головного мозга - "седалища разума". П.Ф. Лесгафт установил, что включиться в работу они могут только при наличии особых условий, о создании которых позаботятся любящие ребенка взрослые. Это постепенно и последовательно нарастающий объем информации и предупреждение спешки при выработке реакции на новую информацию. Быстрая реакция - работа рассудка. Разум требует времени на выработку реакции. В это время часто звучит слово воспитателя: "подумай". Так начинается развитие Разума.
На пятом году жизни у ребенка, научившегося анализировать и обобщать информацию, МОЖЕТ начаться духовно-нравственное развитие. В это время постоянно присутствующий любимый воспитатель делает упор на самоконтроль и самоанализ и на формирование волевых качеств. И опять главным условием начала духовно-нравственного развития является Любовь. Любовь ребенка к воспитателю и любовь воспитателя к ребенку.
Заканчивается период воспитания с началом полового созревания, т.е. В 12 - 14 лет. К этому моменту МОЖЕТ произойти знаменательное событие. Напряженной работой собственного мозга при тесном взаимодействии с любимым нравственным воспитателем, в течение нескольких лет, подросток вырабатывает СОБСТВЕННЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ - свои личные представления о добре, любви, свободе, правде и справедливости. Это замечательное открытие П.Ф. Лесгафта явилось ответом на вопрос И.Канта о происхождении "нравственного закона во мне". Форма собственных нравственных оснований зависит от религиозности воспитателя. При верующем воспитателе это будут священные божественные заповеди. При неверующем воспитателе – общечеловеческие нравственные ценности.
Сейчас собственные нравственные основания - величайшая редкость. Многие весьма образованные люди не принимают теорию П.Ф. Лесгафта потому, что их нравственные основания не собственные, а усвоены памятью в готовом виде.
Собственные нравственные основания побуждают молодого человека начать самовоспитание сильного нравственного характера, т.е. выработку у себя способности подчинять все свое поведение собственным нравственным основаниям.
У большинства современных людей собственные нравственные основания не возникают, и даже не вырабатывается способность к самоконтролю и самоанализу. Они обречены на стадность и способны только приспосабливаться к требованиям окружающей среды.
Сто лет назад, 28 ноября 1909 года смерть оборвала труд П.Ф.Лесгафта над основами новой антропологии. Осталась популярная книга "Семейное воспитание ребенка и его значение". Эта книга приводит мыслящего читателя к убеждению, что существует объективный (не зависящий от воли людей) комплекс необходимых и достаточных условий идеально-нормального воспитания.
Главные из этих условий: Атмосфера любви в окружающей ребенка среде; постоянно присутствующий высоконравственный воспитатель, который, ничего не навязывая ребенку, постоянно готовит все необходимое для того, чтобы, закончив одно занятие, ребенок сам находил себе новое занятие; Регулярный общественно-полезный труд в присутствии, а потом и при участии ребенка; отсутствие прибавочных раздражителей; любимый высоконравственный первый учитель. Степень приближения условий воспитания конкретного ребенка к идеально-нормальным определяет степень приближения формируемого нравственного типа к идеально-нормальному нравственному типу.
Чиновники от образования и науки - и царские, и советсткие и современные - сделали все для того, чтобы труд П.Ф. Лесгафта похоронить в анналах истории. Но, сейчас процесс нравственного вырождения зашел так далеко, что молчать нельзя. Провозглашаются национальные проекты, год ребенка, год семьи, год молодежи, год учителя. Но надо понять, что без учета объективных законов новой антропологии П.Ф. Лесгафта результаты будут "как всегда".
Е.Ш.Бух - Составитель книги "Лесгафт" из серии «Антологии гуманной педагогики».